среда, 8 апреля 2015 г.




 "Женя, ты решился на это. Ты в хорошей физической форме, ты готов морально. Экспедиция организована, продумана и оплачена. Ты тем самым уже взял свой Эверест. А будешь ли на вершине - это теперь зависит только от Бога и от погоды". Эти хорошие напутственные слова сказал мне вчера во время обеда Дима Арсениевич. Мы с Димой бывали вместе в интереснейших экспедициях, сплавлялись по нехоженным таежным рекам, ловили рыбу и охотились в местах, в которых не ступала нога человека. Дима прекрасный психолог, и после его слов мне стало как-то легче, как будто и правда - главное позади.


Если рассматривать с точки зрения духа - а наверное так и нужно рассматривать - то главные физические испытания будут на горе. А вот про ментальную готовность... посмотрим, как она будет трансформироваться с подъемом. Духовную готовность, силу духа я считаю исключительно важным фактором достижения успеха. Наполеон говорил: "На войне успех на три четверти зависит от морального фактора и лишь на четверть - от соотношения сил."; мне лично ближе высказывание Йоги Берра: "Бейсбол - на 90% ментальная игра, и только вторая ее половина - физическая". Его можно с успехом применить и к альпинизму.

Наши современники, воспитанные в традициях западной культуры, склонны недооценивать роль "тонкого" в жизни; классическое "тонкое" - это ментальная сила. Мне везет в жизни - я общаюсь с разными людьми, принадлежащими к разным культурам и социальным слоям, и как мне кажется могу смотреть на вещи с разных точек зрения - это очень полезно. Также мне нравится все пробовать самому - когда ты сам лезешь на гору, и когда смотришь фильм про то, как человек лезет на гору - это две большие разницы. Желание все попробовать самому, а также стремление познакомится с "местами силы" уже один раз привело меня в Тибет в 2004 году. Кроме этого, немаловажными факторами той поездки были ее сложность и труднодоступность - я хотел помотаться по Тибету и пожить пару недель в одном из монастырей. И вообще залезть как можно дальше от цивилизации...


Путешествовали мы вдвоем с необычным и очень интересным человеком - Анатолием Михайловичем Ковганом (на фото - в поисках нужного монастыря мы пересекаем реку Цангпо). Толик -  китаевед,  мастер боевого ушу, послушник Шаолиньского монастыря. Большую часть года он в то время проводил в Шаолине, где у него была небольшая гостиница. Даже к жене с детьми в Красноярск он выбирался на два - три месяца в году, и уговорить его на поездку в Тибет стоило определенных усилий. Мы познакомились с Толей на два года раньше; история нашего знакомства перекликается с суфистскими притчами про Хизра (Зеленого), который может прийти в любом обличье, и которому по слухам мы обязаны возникновению восточного гостеприимства.

Дело было так. Я поехал в Китай с большой группой русскоговорящих поклонников Владимира Тарасова на семинар по управленческому искусству. В те годы я был молодой, дерзкий и достаточно нахальный. Группа была большая, в один автобус не умещалась, и при парковке на экскурсии на Великую китайскую стену возникли какие-то заминки. Тут в наш автобус вошел какой-то парень с веснушками и слегка оттопыренными ушами, и стал распоряжаться. Я его довольно грубо одернул, фактически это было неприкрытое хамство. Он вежливо меня выслушал, и по китайски стал давать указания водителю. То, что парень знает китайский, еще больше меня возмутило, и я пошел на открытый конфликт. Толик на конфликт не повелся, и я успокоился.



Когда через пару дней в Шаолиньском монастыре я встал рано утром и отправился гулять, я был безмерно впечатлен открывшейся мне в километре от отеля картине - я увидел, как Толик один тренируется между кустов в лесочке. Это был тигр, это был дракон, это был сверхчеловек... Он мог легко убить меня одним ударом, одним движением - и тем не менее, успокоил меня, сгладил возникающий конфликт, ни словом, ни жестом не дав понять о своих способностях и умениях.


Возвращаясь к Тибету - через некоторое время поисков и исследований нашлось место, в котором я решил пожить какое-то время. Это достаточно уединенный монастырь Йамбулхаканг, причем в сам монастыть меня не пустили, пришлось снять комнату в доме в деревеньке внизу у местного жителя по имени Пацхак. По китайски Пацхак говорил с большим трудом, в основном договаривались жестами. В первую же ночь мы были разбужены крысами, которые стали скрести в дверь - сперва с одной стороны, потом с другой. Утром Пацхак сказал "Большие мыши много. Плохо дверь закрыть. Надо открыть и большие мыши ходить. Тогда тихо". Так и пришлось сделать - раньше в нашей комнате был амбар, хранилось зерно, и крысы привыкли туда ходить. 


С первого же дня, как мы поселились у Пацхака, за нами стали стайкой бегать деревенские ребятишки. Когда поехали в магазин за продуктами, я купил конфеток с нарисованной коровкой, и стал угощать детей конфетами. Вскоре они перестали меня преследовать, я наивно решил, что они привыкли к нашему виду - но дело было не в этом... Разгадка пришла неожиданно. Во время прогулок по окрестным горам я устал и подошел к пастуху с сынишкой, которые варили тибетский чай и ели цампу; они радушно угостили меня. Цампа - это самая страшная дрянь, которую я ел в жизни, грубо молотая несоленая ячменная мука, заваренная кипятком. Чай, напротив, горько-соленый. Слева от чайника виден тряпичный мешок, в котором разминают цампу перед едой.

Так вот, после цампы с тибетским чаем я решил покурить, достал сигарку и наткнулся на конфету в кармане, которой угостил этого симпатичного мальчугана. Парнишка угостился, стал жевать конфету, но через пару минут что-то произошло с ним - он стал вертеться и подавать признаки беспокойства. Поскольку встать и отойти он не мог, мы сидели друг напротив друга, а конфета стала чрезвычайно тревожить его, парень незаметно, как ему казалось, выплюнул конфету и сел на нее. Мне стало любопытно, и вернувшись домой я решил сам попробовать ее на вкус. Каково же было мое удивление, когда пожевав совершенно безвкусный некоторое время деликатес я понял, что конфета - это сушеная говядина, при этом отбитая с красным перцем. Перец давал себя знать через две-три минуты разжевывания, и вся ротовая полость начинала пылать неугасимым огнем... Бедные тибетские детишки.



Кончилась история жизни у Пацхака необычно. Нас с Толиком посадили в китайскую тюрьму, поскольку мы перемещались по стране без сотрудника местных органов безопасности (так называемых "офицеров связи") и не имели необходимый согласованный и утвержденный маршрутный лист пребывания. Вообще это было серьезным нарушением режима, с возможными последствиями в виде крупного штрафа и депортацией из страны. Решили все после затяжных переговоров взяткой в 200 долларов.

Поездка в Тибет подтвердила старую истину - от себя не убежишь, душевное спокойствие не в чужих медитативных практиках и не во вращении молельных барабанов, оно в гармонии с собой. Для этого не нужно никуда ездить - ни за тридевять земель в Тибет, ни на Эверест лазить... Весь мир это и есть ты сам. С другой стороны, замечательно когда понимание этой простой истины подкреплено столь серьезным образом - это делает это понимание истинным, настоящим. Переставая искать гармонию ты теряешь ее; весь путь, весь поиск и есть цель. Хорошая штука жизнь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий