четверг, 16 апреля 2015 г.

7 день, 16 апреля, Лхаса-Шигадзе

Неожиданно для себя мы оказались в сложной ситуации. Во-первых, высота в 3,5 км над уровнем моря без предварительной акклиматизации делает свое дело – мозг начинает функционировать в замедленном режиме, соображалка плохо работает (это шутка. Все в норме). Во-вторых, как выяснилось, стабильным интернетом тут и не пахнет – то включится, но не работает, а в норме даже не включается. И в-третьих, отсутствие гуглоинструментов – почты, документов, диска, календаря – меня добивает окончательно. Как то необдуманно не принял в расчет, что в Китае закрыт гугл, и теперь хлебаю последствия… ну да ладно, справимся думаю довольно быстро – если наши китайские коллеги смогут обеспечить нам интернет-модемы, чего им до настоящего времени сделать не удалось. У Сергея Богомолова рабочая почта на мэйл.ру, и его проблема с гуглом затронула только в плане фейсбука - не работает фейсбук в Китае…


От отсутствия интернета и нечего делать я стал просматривать старые фотки 2004 года, и неожиданно наткнулся на фотку какого-то далай-ламы из Поталы – видимо тогда разрешали фотографировать. За одиннадцать лет статуи практически не изменились. Достоверно идентифицировать, какой это именно далай-лама, возможным не представляется, они примерно все одинаковые. Да и то, что это не Будда, говорит только желтая шапка на его голове - визуально различить довольно сложно. Квалификация гидов тут тоже не настолько высока, чтобы без чтения надписей отличить Будду Шакьямуни от Авалокитешвары, а с надписями, когда они дублируются на английском, это каждый сделает. Кстати сказать, потропился я вчера насчет того, что мало паломников – они массово вышли на работу после обеда, а пост писался в ресторане за ланчем.


Работа паломников состоит в том, чтобы крутить по часовой стрелке молитвенный барабан. Маленькие барабаны они держат в руках, барабаны побольше вделаны в стены строений и крутятся руками, еще бОльшие барабаны – это каменные ступы, монастыри, Потала и земной шар. При этом полагается говорить Ом Мани Падме Хум: тот же самый текст, многократно повторенный, находится внутри молитвенных барабанов и на разноцветных тибетских флажках. Конечно, поскольку физически прокрутить каменные ступы и монастыри сложно, они вращаются фигурально – паломники обходят их по часовой стрелке, тем самым закручивая. Монастырь Джоканг, вокруг которого постоянно ходит толпа паломников, находится недалеко от нашего отеля; путь вокруг монастыря занимает порядка пятнадцати минут.


Некоторые паломники хотят работать более активно. Тогда они не идут просто так, а передвигаются особым способом, называемым «простираниями», похожие упражнения делают мои друзья на занятиях ушу.


Правильно выполняемое простирание состоит из нескольких простых действий, при которых человек то стоит, то падает вперед – типа как ползет, снова встает, и таким образом, типа гусеницы, продвигается вперед.


Для того, чтобы одежда не протиралась о камни, используются специальные дощечки, прикрепляемые на локти и на ступни. Кому жестко или холодно ложиться на землю, подкладывают под туловище матрасик поролоновый, как для спортивных тренировок. Кто самый жесткий – тот прямо от дома начинает так двигаться, кто послабже –только вокруг монастыря. Кто-то между простираниями делает по три обычных шага, короче – кто во что горазд. Некоторые дополнительно выполняют это упражнение перед входом в Джоканг, причем счет количества простираний идет на тысячи.


Ну да бог с ними, нашел еще одну забавную фотку из Поталы 2004 года. На ней монахи сортируют пожетвования ламам, патриархам и буддам для сдачи в банк. С монахами и их положением мы детально разобрались с Толиком в прошлый раз, не думаю, что оно сильно изменилось. На тот момент все монахи считались госслужащими и получали зарплату, а собранные пожертвования считались чем-то типа выручки и переводились в доход государства. Фактически, церковь можно было считать государственным или казенным предприятием; но одно существенное изменение за эти годы произошло. Речь идет о статусе Далай-ламы.


Не вдаваясь в глубокие подробности, можно кратко описать ситуацию с далай-ламой так. Исторически после смерти текущего далай-ламы новый лама (в смысле, его реинкарнация, новое тело) выбирался среди мальчиков до трех лет по определенной методике, поскольку считается, что душа переселяется не сразу при рождении, а несколько позже. Мальчика забирали, соответствующим образом воспитывали, и поскольку короля играют придворные, к периоду взросления и до смерти он становился настоящим далай-ламой. В этом принципиальное отличие данной фигуры от папы Римского, который избирается во взрослом возрасте, и чьи выборы часто служат причиной серьезных политических баталий; в средние века неоднократно выборы, не устраивающие одну из сторон, объявлялись ложными, папа Римский – лже-папой, и пошло-поехало… Короче говоря, в Тибете до настоящего момента лже-далай-лам не было.

Однако все меняется, и несколько лет назад я обратил внимание в статейку в какой-то газете. Говорилось там о том, что Коммунистическая партия Китая с целью борьбы с отсталыми обычаями Тибета объявила, что старая методика определения тела, в котором воплощается далай-лама, является неверной, и теперь далай-лама будет назначаться Компартией. Как известно, Далай-лама после захвата Тибета Китаем сбежал в Индию, где и живет в настоящее время. Он является видным общественным деятелем, ездит по миру, пишет книги и т. п.

Ну казалось, бы, все вроде ясно – Далай-лама человек уже пожилой, и как придет пора следующей реинкарнации, его преемник будет назначен КПК по новой методике, как это ни грустно. Ан нет, не тут-то было! Уже назначили, приступил к обязанностям между прочим… Мордатый такой парень лет 30 с виду. Так что теперь есть два действующих далай-ламы… Наш гид на эту тему говорить стесняется, потому что он тибетец, и его национальные чувства входят в противоречие с политикой КПК. Ну да ладно, будет возможность – разговорим.


Пока суд да дело, доехали мы до Шигадзе – это второй по величине город Тибета. В Тибете очень, очень красиво, но красота суровая. Горная такая красота, масштаб фотографиями не передается. В Шигадзе поселились в гостинице с монастырем – резиденцией Потай-Ламы, поужинали и сходили на базар за подушками и одеялами. Ими будем укрываться в ВС и АВС, чтобы теплее было и комфортнее. Высота тут 3725 метров над уровнем моря, завтра предстоят подъем на гору над монастырем и переезд в следующую точку, последнее место, где нас ждут человеческие душ и туалет - город Шегар.  

1 комментарий:

  1. Женя привет, читаю каждый день, очень интересно и позновательно

    ОтветитьУдалить