понедельник, 20 апреля 2015 г.

11 день, 20 апреля, Базовый лагерь Эвереста (ВС, BaseCamp)


Эверест возвышается над ВС, и отличная погода позволяет видеть его во всей красе практически в течение целого дня. Ночами тут довольно холодно, внутри палатки было -5 С, застыли спиртовые гигиенические салфетки, лежащие на полу; правда вода для кофе и лимоны, укутанные в пуховку, не замерзли. После восхода солнца температура в палатке начала стремительно повышаться: в 07:20 было -2,3 С, в 07:39 солнце осветило палатку, и в 07:45 было +6,4 С, в 07:52 - +11,6 С, в 08:00 - +14,8 С, а в 08:28 – +19,3 С.

Сегодня я постараюсь частично описать инфраструктуру лагеря, пока взгляд не замылился.  


Важная вещь – это туалеты, поскольку в случае их отсутствия окружающая среда засирается со страшной силой в прямом смысле слова, как мы вчера с Богомоловым убедились, совершая вечернюю прогулку к лагерям соседних экспедиций. В нашем лагере имеются три туалета, средний – для девушек. Устроены туалеты очень дешево и эффективно. Стоят три вертикальные палаточки, в каждой пластмассовое туалетное ведро, в которое вставлен полиэтиленовый пакет. По мере наполнения пакеты меняются. Что мне особенно импонирует при такой конструкции сортира – объявление Абрамова о необходимости мужикам справлять малую нужду на природе, чтобы мешки не так быстро наполнялись. При этом получается оптимальный уровень гармонии жизни на природе и цивилизации – в горах мочится в сортир так же противно, как и гадить там, где живешь. Красота, да и только!


С утра шерпы обходят палатки, предлагая белым сагибам кофе, чай, по желанию молоко. Этот порядок появился почти сто лет назад во время первых экспедиций, и давно стал обычаем. Я также традиционно варю кофе в палатке самостоятельно, что делаю много лет во всех путешествиях, добавляя сахар, лимон и виски по вкусу. Проблема тут одна – нужно купить на месте газовые баллоны, которые нельзя перевозить самолетом. Виски беру самый вонючий из тех, которые получается купить по дороге – Лафрок или Каол Айлу. Делается это специально: охотников до свежесваренного кофе обычно много, а у моего фирменного напитка получается такой вкус, что как правило желающим достаточно один раз попробовать, чтобы больше не приставать ко мне с глупыми просьбами.


После кофепития отмечаю особую заботу о туристах, с которой редко когда приходится сталкиваться – вода для умывальника подогрета до нужной температуры. Поскольку ручей ночью полностью перемерзает, а теплая вода куда приятнее ледяной, эта кажущаяся мелочь дорогого стоит.


Перед завтраком энтузиасты занялись хорошим делом – зарядкой. Я сегодня решил воздержаться, поскольку и так доволен, что ночь прошла без таблеток и головной боли, пульс утром 74, содержание кислорода в крови нормальное – 83 ед. (на равнине – 98, критически низкий – 65-67 ед.). Решил не дразнить судьбу и не напрягаться, пока нормально не адаптировался.


Зашел поглядеть на кухню, как обустроен быт там. Работа кипит, каша овсяная варится, шерпы активно заняты подготовкой к завтраку. Кухня стоит отдельным зданием от столовой, и к ней примыкает шерпская – место, где живет обслуживающий персонал. Работой на кухне занимается шесть китченбоев, готовят они много и достаточно вкусно.


В лагере выделяются три полусферы общественного назначения, все разного размера. Левая, самая маленькая – это интернетно-зарядная палатка, в которой обустроены шесть небольших столов со стульями (12 рабочих мест), и постоянно есть 220 В. В середине, самая большая – клуб, его обустройством шерпы еще занимаются. Справа, среднего размера - столовая. В ней стоят четыре больших круглых стола по шесть посадочных мест, расположиться за которыми можно с большим комфортом. Вот что дает проезд автотранспорта к ВС, о чем я писал раньше – едим не на коленках, а как в хорошем ресторане!


Сегодня на завтрак нас побаловали свежевыжатым (!!!) апельсиновым соком, овсяной кашей, омлетом и тостами. На столе имеются всякие намазки: джемы и т.п. Тосты местные ребята готовить не умеют, немилосердно их сжигая. Я оказался за интернациональным столиком, и пришлось работать переводчиком, переводя рассказ Абрамова о правилах внутреннего распорядка, программе на сегодня и на завтра.

Вкратце программу можно описать так: сегодня свободный день, завтра – выход с ночевкой в промежуточный лагерь (MiddleCamp, MC), послезавтра – возвращение в ВС.

Вот что представлял сегодняшний завтрак:


После завтрака самое время идти в интернет-палатку и писать отчет в блог за сегодняшний день. Что интересно в ВС – интернет и сотовые телефоны работают только пока светит солнце, поскольку запитаны от солнечных батарей. То есть в темное время суток интернет не работает, и связь только через спутниковые телефоны.

В интернет-палатку потихоньку подтягивается народ. С нами в экспедиции находится героический человек -  Кирилл Муравьев. Он уже пробовал один раз покорить Эверест в 2012, но простудился, простуда перешла в отек легких, поднялась высокая температура, и был вынужден прервать восхождение.


Сейчас с ним приключилось другое несчастье – на лыжной тренировке при подготовке к этому восхождению он упал и тяжело повредил спину, у него компрессионный перелом пяти позвонков. Врачи рекомендуют ему проводить большую часть времени в лежачем положении, что он и делает, но от восхождения на Эверест не отказался!


Сегодня все члены экспедиции проходят медицинское обследование у доктора Сергея Ларина. Обследование заключается в измерении давления, пульса, содержания кислорода в крови, беседе о употребляемых медпрепаратах и самочувствии. Доктор Ларин встречает обследуемых в прекрасно оборудованной комфортабельной медицинской палатке, где имеется кислород и огромное количество всяких лекарств на разные случаи жизни.


Пока хорошая погода и есть свободное время, пойдем мы с Богомоловым фотографироваться с флагами спонсоров, чтобы успеть отправить фотки до окончания светового дня, пока интернет работает. Флагов целая пачка, но в основном это «инвестиции в будущее».

1 комментарий:

  1. Женя привет, я как то не задумывался как там всё это происходит, но ведь это целая индустрия!!!
    А на счёт своего кофе ты зря так, я ни в одной точке мира от него не отказывался, какую бы ты в него вонючку не продлил.

    ОтветитьУдалить