суббота, 18 апреля 2015 г.

9 день, 18 апреля, Шегар

Проснувшись сегодня утром и не вылезая из теплого спальника, который так удобно размещается под одеялом комфортабельного  гостиничного номера в Шегаре, посмотрел на температуру на часах. Плюс девять градусов… На высоте 4200 метров организм сразу хорошо себя не чувствует, пришлось нам с Богомоловым вчера на ночь пить порошочек Нимесил, а мне доктор Ларин дал еще и таблеточку. Интересно, как дела со здоровьем у ребят из киногруппы Валдиса Пельша, которые не имеют опыта высотных восхождений?


Вчера утром редактор Кристина (Валдис зовет ее забавно - Криска) и оператор Саша раздобыли приставную лестницу, залезли на крышу отеля в Шигадзе, и давай на фоне знаменитого монастыря Таши Лумпо брать интервью у альпинистов, зачем они поперлись на Эверест, чего им дома не сидится. Вопросы стандартные: зачем это надо, не страшно ли, как отпустили жены и дети и т. п. Конечно, люди, которые за свои деньги идут на Эверест (в смысле, не за бюджетные/халявные) – это взрослые и состоявшиеся индивидуумы, их ответы и мотивация на этот поступок (видимо) яркие и интересные. Вот только при создании фильма режиссер недрогнувшей рукой нарежет из десятков отснятых часов то, что вписывается в заранее задуманную концепцию кино, и останется их истинная мотивация никому не понятной и не нужной. Богомолов сказал: «киношники из всей твоей речи слышат и берут только то, что им нужно»; я добавил: «когда человек разговаривает с кем-то, он разговаривает сам с собой».


Вчерашняя дорога из Шигадзе проходила через два перевала. На первом, 4 600 метров, часть наших коллег принялась привязывать выдаваемые нам при различных важных случаях (например: приезд в отель; отъезд из отеля) белые шарфы на проволоки к другим тысячам шарфов и вымпелов. Уже было три выдачи шарфов и шесть групповых фотографирований; непонятно кто будет смотреть эти групповые фотки, если и однократно сделанные групповые фото по моему никто никогда не смотрит.



Другие коллеги принялась фотографироваться на фоне выложенных на перевале пирамидок из камней, называемые тут и в Непале «ступами», в Норвегии «троллями», в Чили «уаками». Смысл пирамидок тоже везде одинаков, и интересно, что наличие высоких перевалов и камней на них побуждает людей в разных частях света выполнять одинаковую работу.


Между перевалами заехали в небольшой городишко пообедать, где были атакованы толпой местных ребятишек, требующих от нашей экспедиции свою толику счастья в виде конфет, печенюшек и т.д. Их родители и более старшие предки также достаточно назойливо просили денежку; скорее всего это жители какой-то из окрестных деревень приехали в город за покупками, и тут им обломилось такое счастье.


На следующем перевале, 5 300 м., был уже совершенно другой вид: сильнейший, пронизывающий насквозь все непродуваемые куртки ветер, который заставлял катится маленькие камушки, потревоженные нашими ногами. После него до Шегара спуск почти километр, но все равно высота приличная – это почти седло Эльбруса, и неакклиматизированный организм тут же напоминает о необходимости плавного подъема.

Удивительно, что неприятные ощущения от высоты (головная боль, тошнота, слабость) каждый раз вспоминаются снова по приезду в горы – оказывается, это было и в прошлые разы… А как спускаешься на равнину, остаются только светлые воспоминания красоты и могущества гор, о человеческой слабости нет ни малейшего намека – избирательная штука память.


Сегодня с утра наша группа совершила поход в монастырь Чойде Канден Лекше Линг. Это действующий монастырь, расположен на крутом склоне красивой горы, и в Интернете ищется по названию Shegar Monastery или Shegar Dzong. Дзонг – по-тибетски значит крепость, вдоль ее полуразрушенных стен мы и двигались наверх. В самом монастыре живут и служат около сорока монахов, внутри разрешают фотографировать – правда за посещение храма, где расположена статуя Будды, берут по 20 юаней с человека (чуть меньше 200 рублей).


Статуя вполне демократичного размера, всего шесть-семь метров высотой, и расположена на приличном валуне, вокруг которого можно обойти внутри храма и над которым храм и выстроен. Справа висит портрет далай-ламы по версии КПК. То, что разрешают фотографировать – приятная штука, можно удаленно продемонстрировать монахов, а также типичные скульптуры будд, патриархов и лам в желтых шапках, перед которыми в лампадах горит жир. Вообще все они – будды-ламы-патриархи - на наш европейский взгляд примерно одинаковые.


Когда мы прошли в храм и отдали по двадцать юаней с носа, монахи уже подобающим образом сидели в молельном зале – видимо для того, чтобы нам было не так обидно расставаться с деньгами. Они не молились, и покинули помещение храма сразу после нас; на их лицах читалась сложная смесь разных чувств.



Сложно сказать точно, но скорее всего их присутствие организовал наш гид Нурбу. Честное слово, не жалко отдать двадцать юаней за погружение в такую непонятную, почти не постановочную, и практически настоящую религиозную жизнь действующего буддистского монастыря, а также за возможность сфотографироваться с живыми монахами.

После подъема на гору была сделана очередная, седьмая по счету групповая фотография, которую никто никогда не будет смотреть, несмотря на яркие цвета наших костюмов и рюкзаков, крутую гору и синее небо с облачками.


Все же прелесть горного треккинга сложно передать словами, фотографиями и постами; это надо самому почувствовать, и как правило никто этого не делает. Мы с Сергеем начали обсуждать – почему при сопоставимой стоимости так мало людей ходит даже в относительно несложные и потрясающе красивые треккинги в Непале, например к базовому лагерю Эвереста, а вместо этого ездят кататься на горных лыжах год за годом на одни и те же курорты – и не нашли ответа. Ни у меня, ни у него за последние годы никто из знакомых не был в Непале, кроме поездок с нами. Видимо, подниматься на подъемниках, весело спускаться вниз на лыжах и пить пиво апрез ски гораздо более модно и притягательно, чем подниматься с рюкзаком в гору.    


Но даже на треккинге не всегда нужно идти вверх; всегда приходит пора движения назад, вниз. На фотографии известный телеведущий и шоумен Валдис Пельш спускается с горы после акклиматизационного выхода на гору над монастырем. Валдис оказался приятным и эрудированным человеком, по свойски держится в колективе, не проявляет совершенно никакого зазнайства. Подход у Валдиса к созданию документального кино достаточно масштабный: высотные операторы Денис Провалов и Иван Душарин постоянно снимают все наши перемещения с двух видеокамер, а выше АВС планируется оснастить видеокамерами Go Pro всех альпинистов, для чего их купили 20 штук. Вот только идея фильма как-то пока не до конца понятная. Ну, поживем – увидим.

Завтра и послезавтра будут достаточно тяжелыми днями в плане акклиматизации. Перепад высот между Шегаром и ВС – километр, и пару дней нас будет очень прилично плющить. К чему мы в общем-то готовы…

Комментариев нет:

Отправить комментарий